Главная

 

О нас

 

Хронология
География
Библиографии
Переводы
Памятники искусства
Пантеон
Форум
Ссылки

 

 

Блог Виталия Бартоша

 

Наши проекты:

Древнее царство Урарту

Хетты

Реклама:



Яндекс цитирования







Захаров А.

Библиографии

 

Новейшие раскопки в Месопотамии

"Новый Восток". № 4. 1923. С. 507-508.

 

[507]Последние раскопки в области суммерийской культуры дали очень интересные результаты, особенно в области "Ура Халдейского", места рождения, по библии, патриарха Авраама. В 1918-19 г.г. там производились раскопки за счет Британского музея капитаном Р. Кэмпбель Томпсоном и Др. Холлом, результаты их были опубликованы в журнале "Archaeologia", а в 1922 г. была отправлена совместная экспедиция Британского музея и Филадельфийского университета в составе К. Л. Уулли (Wolley), Ф. Г. Ньютона, Г. Сиднея Смита и А. В. Лауренса. Результаты их исследований сводятся к следующему:

Суммерийский город Ур вполне основательно считался вавилонянами одним из древнейших местопребываний человека. Раскопки обнаружили на этом месте поселение, относящееся к неолитическому периоду. Найденная здесь керамика с геометрическими орнаментами аналогична той, которая была найдена при французских раскопках в Персии и распространена была в эту эпоху от Хотана в Китае до Фессалии в Греции. В продолжении медного века город все разрастался: на развалинах прежних домов из сырца строились новые, и, таким образом, он постепенно поднимался над уровнем долины Евфрата, за исключением его северо-восточной части, где находились храмы богов, не так легко разрушавшиеся, как частные здания. В противоположность греческим городам, с расположенным на вершине акрополем, Ур был городом, расположенным на холме с священным округом, лежавшим у его подошвы. Таким он был уже около 3000 г. до Р. X., когда перешел в управление царей династии Лагаша. Летопись этого времени сохранилась нам на статуе Энметены, тогдашнего царя Лагаша, владевшего также и Уром. Эта статуя была найдена среди развалин одних из ворот, ведших в священный округ. У нее отбита голова, возможно во время восстания жителей Ура против иностранного владычества. Набонид, последний вавилонский царь (555-538 г. до Р. X.), поставил ее на воздвигнутый им зиггурат, т.-е. башню храма.

Когда около 2.300 г. в Уре воцарилась туземная династия, ее основатель Ур-Энтур позаботился укрепить и украсить свою столицу. Вокруг всего города была построена большая стена; другой стеной окружил он древний храм и дворец; в толще последней были сделаны комнаты. В западном углу священного округа экспедиция раскопала зиггурат, построенный Ур-Эвгуром и его сыном Дунти, и реставрированный Набонидом, обложившим его снаружи изразцами и украсившим статуями.

У подошвы зиггурата лежал комплекс храмов, главный из которых был храм лунного бога Наннара. Раскопка его начата была в 1919 г. и доказала, что он был построен также Ур-Энгуром, статуэтка которого была найдена заложенной в одном из углов, и что он делился на две части: собственно святилище и жилище верховного жреца. Одной из главных задач экспедиции Уулли была [508] очистка маленького храма, называвшегося Э-нун-мах и посвященного богу Луны и его супруге. Он состоял из часовни в пять комнат, окруженной службами; вокруг всех зданий была возведена стена в 9 ф. толщины. Основание его относится к незапамятной древности. Первоначально он был достроен из "зеленых" кирпичей, т.-е. кубов из ила, даже не высушенных на солнце, сформированных и сложенных на таком же иловом растворе, так что вся стена образовала однородную массу. На развалинах этого храма позднейший царь воздвиг храм из сырца, затем другой последовал его примеру. Фрагменты ваз с надписями из стеатита и алебастра указывают, что иноземные властители из Агаде уже делали приношения в этот храм около 2.600 г. до Р. X. В эпоху Ур-Энгура храм был весь перестроен, и строение, с которым мог быть знаком Авраам, было, вероятно, пятым. Последующие цари тоже не раз перестраивали храм, но всегда точно сохраняя его план, и только в 600 г. до Р. X. Небукаднеццар (Навуходоноссор) изменил древнее святилище, пристроив к нему два крыла, снесши все служебные постройки и вымостив все это место кирпичной мостовой. До этой перестройки храм имел вполне частный (если можно так выразиться) характер, он скрывался за комнатами жреца, и доступ к нему шел по узкому коридору с множеством поворотов. Перестройка VI столетия сделала перед ним открытый двор. Лестница, вероятно, покрытая некогда бронзовыми плитами, вела в маленький дворик, лежащий между вновь построенными крыльями. На нем, прямо против двери в часовню, стоял прямоугольный алтарь из кирпича, также некогда покрытый металлическими плитами, перед ним находился стол для приношений и низкий приступок для священнослужителя. В святилище против двери нашли остатки пьедестала, на котором стояла статуя бога. По-видимому, был изменен самый характер культа, и, вместо прежних тайных обрядов, было введено служение с массой жрецов, что и могло быть тем нововведением Навуходоноссора, о котором упоминает библия, так как в сооружении царем статуи божества не было ничего нового. Через два поколения храм опять был возобновлен, на этот раз Киром, который в библии изображен как почитатель Яхве, для персов был верным последователем Зороастра, а здесь является поклонником древних суммерийских богов. Но, несмотря на эту толерантность первого из персидских царей, храм, приблизительно, через сто лет был сожжен фанатическими последователями Зороастра, и, таким образом, был положен конец многовековой истории Ура. Следует отметить, что при раскопках Ура впервые было применено фотографирование места раскопок с аэроплана, причем эти фотографии дают как бы рельефную карту развалин, помогающую легко ориентироваться в них.

Возле храма были найдены могилы двух типов: покойники погребались или в сидячем положении в глиняных ящиках ("харнаках"), или в двух длинных сосудах, соединенных вместе отверстиями. В самом храме были найдены замечательные остатки древнего сумерийского искусства - львиные головы, сделанные в натуральную величину из асфальта, покрытого медью, с языками из красной яшмы и с глазами из той же яшмы, белых раковин и голубого сланца; головы пантеры и быка такой же работы; большой бронзовый рельеф, изображающий двух оленей, схваченных орлом с человеческой головой, и другие предметы, интересна также стеатитовая ваза, инкрустированная слоновой костью и изображающая небесного быка.