Главная

 

О нас

 

Хронология
География
Библиографии
Переводы
Памятники искусства
Пантеон
Форум
Ссылки

 

 

Блог Виталия Бартоша

 

Наши проекты:

Древнее царство Урарту

Хетты

Реклама:



Яндекс цитирования







Викентьев В.

Библиографии

 

Рец. на: King Leonard W. A History of Sumer and Akkad.
Кинг Леонард. История Сумера и Аккада. Стр. I-XXIII, 1-380, фронтиспис, карта, планы и рисунки, в тексте (69) и на отдельн. листах (78). Лондон. 1916.

"Новый Восток". № 4. 1923. С. 462-463.

 

[462]У всех, я полагаю, еще в памяти ожесточенная полемика за и против теории панвавилонистов, желавшей видеть в одной только древней Халдее все без исключения культурные истоки, как древних, так и позднейших цивилизаций. Как ни были громки имена и блестящи дарования провозвестников этой теории Винклера, Вебера, Мессершмидта, Делича, Иенсена, и т. д. - все же в конце концов восторжествовали противники, отстаивавшие значительную долю самобытности у других культур, в первую очередь у древнего Египта. К чести панвавилонистов следует заметить, что они были неутомимыми исследователями, и не всегда только голыми теоретиками. Так, например, вблизи современной турецкой деревни Богазкея, сравнительно недалеко отстоящей от Ангоры на месте Хатти, столицы когда-то грозного Велико-Хеттского царства, известному панвавилонисту Винклеру удалось найти грандиозный архив, который только еще начинает открывать свои тайны дешифрирующим его востоковедам и которому, повидимому, суждено пролить много неожиданного света не на одну потрясающую картину древнеисторической жизни Передней Азии.

Занимающий нас труд далек от крайностей какой бы то ни было слишком широко и смело обобщающей теории. Строго тренированный археолог, много раз работавший с киркой и заступом на местах древних поселений области тигро-евфратского Двуречья, его автор, хранитель Британского музея Леонард Кинг, подробно вводит читателя в этот мир, впервые предстоящий перед нашими глазами из своего многовекового сна. Кинг шаг за шагом, с планами перед глазами, знакомит нас с раскопками на месте древних центров городов-государств, Телло-Ширпурлы-Лагаша, Джохи, Фары, Апу-Хатаба и т. д., причем перед нами воочию воскресают древне-библейские местности, названия которых порою еще явственно звучат в именах современных арабских деревень, холмов и пр.

Кинг заставляет говорить самые камни, впервые увидевшие свет во время этих раскопок и теперь бережно сохраняемых в музеях (интереснейшее собрание клинописных таблеток из древневавилонских раскопок, с хозяйственной отчетностью, можно видеть в Российском Историческом Музее). Воспроизводя их на страницах своего труда, знаменитый английский ученый исследователь развертывает перед читателем наглядную картину упорной борьбы на заре истории двух народностей - сумерийской, или халдейской, [463]и семитической. Первая пришла со стороны Иранского плоскогорья, вероятно, из местности, далеко отстоящей на восток. Для нас, русских, интерес в данном случае углубляется тем, что прародина этой народности находится, как то думает Кинг, в сфере нашего непосредственного культурного и политического кругозора, в Туркреспублике, влизи Асхабада. Другая народность, семитическая, двигалась ей навстречу из бесконечных просторов Аравии. Причины, возможно что тождественные, и в первую голову климатические изменения и вызванные ими голодовки, привели, наконец, к тому, что эти разнородные племена, первоначально отстоявшие друг от друга на сотни и тысячи верст, столкнулись лицом к лицу в грудь с грудью в небольшой, но исключительно плодородной долине между Тигром и Ефратом, которая таила в себе, как показала дальнейшая история, колоссальные культурно-исторические и политические возможности. Интересно теперь же отметить, что эта первичная арена мировой истории, этот центр первичного антагонизма двух главенствующих в то время народностей, так же остро пульсирует и в наше время. Это поистине место вековечных схваток Востока и Запада. Здесь пролегает путь из Лондона в Лидию, здесь намечена знаменитая дорога из Константинополя, через исторические Киликийские Ворота и Багдад, к Персидскому заливу. Именно тут зарыт, и ах как плохо, ключ великой войны, только что отшумевшей и, увы, готовой вспыхнуть вновь и вновь.

В этой то местности, далеко, как видите, не утратившей для нас своего жгучего интереса, в этом тучном черноземе Двуречья, представляющем собой - факт любопытный - почти математически точное географическое средоточие, так сказать земной пуп, нашего Старого Мира, Евразии - Африки - в этой местности, где библейская традиция помещала земной рай, восточная гениальность сумеров встретилась с западным (для тогдашнего мира) организационным талантом семитов и путем порою ожесточенной борьбы и войн, порой мирного сожительства и деятельной совместной работы, они повели к все более и более крупным политическим и культурным образованиям. Перед нами проходит на заре сумерийско-халдейской истории шумная и плодотворная жизнь городов Лагаша, Описа, Киша, возникновение царств Сумера и Аккада, попытки сумерийской реставрации, династии Ура и Исина.

Свою книгу автор заканчивает подробным и беспристрастным рассмотрением вопроса, о культурном влиянии др. Халдеи (Сумера) в Египте, Передней Азии и на Западе.

Рассматривая общие культурно-исторические судьбы древне-вавилонских народов, Кинг сообщает попутно богатый материал сравнительно бытового, художественного и религиозного характера. Все это иллюстрируется умело подобранными воспроизведениями памятников. К книге приложены хронологическая таблица и подробный "Указатель".

Представляя собою единственное в своем роде сочинение, "История Сумера и Аккада" Кинга заслуживает скорейшего издания по-русски.