![]() |
|||||||||||||||||||||||
![]()
|
Струве Василий Васильевич
Лагерь военнопленных женщин в Шумере конца III тысячелетия до н. э. "Вестник древней истории". 1952. 4. С. 12-25.
Для буржуазной историографии характерны два течения по вопросу о классовой борьбе в древности. Одно из них утверждает, что классовая борьба является вечной категорией, присущей и периоду первобытнообщинного строя, другое, напротив, вообще отрицает наличие классовой борьбы. Представители обоих этих течений искажают подлинную историю человечества в целях защиты существующего эксплуататорского строя в странах капитализма. Стремление затушевать классовые противоречия в эксплуататорских обществах особенно ярко проявляется в произведениях представителей католической школы. Они проводят свою установку разоружения трудящихся в их борьбе за прогрессивное развитие общества во всех областях истории, в том числе и в истории древнего мира. В свете всего вышесказанного чрезвычайно характерным представляется тот факт, что французский шумеролог Женульяк, образцово издавший в 1922 г. 50 весьма ценных документов одного из крупных городов Шумера периода III династии Ура, города Уммы1, не обратил никакого внимания на значение этих документов для социально-экономической истории Шумера2, рассматривая их только как источник для изучения организации сельскохозяйственных работ. С тем же незрячим оком прошел он и мимо содержания одного из важнейших документов архива Уммы, большой таблицы No 6039, клинописный текст которой адэкватно автографирован в издании Женульяка (табл. XXVII-XXVIII). На восьми столбцах текста перечислено около 200 имен военнопленных женщин и подростков, указано получаемое ими довольствие и вместе с тем отмечено и то жуткое количество жертв, которое потребовала себе смерть, свирепствовавшая среди скопища этих несчастных существ. Не будет преувеличением сказать, что почти одна треть этих женщин достигла,- говоря словами мифа о схождении Иштар в преисподнюю, "страны без возврата". Но у издателя документа Женульяка этот документ, столь ярко рисующий бесчеловечность рабовладельческого строя, вызывает интерес лишь с точки зрения географической. В статье, опубликованной Женульяком в 1924 г., он дал весьма суммарные (только на одной странице) резюме содержания 50 таблиц из архива города Уммы, изданных в 1922 г. Его резюме содержания таблицы No 6039 сводится к следующему: "Список военнопленных женщин: имена примечательные, некоторые из них являются семитическими. 5 год царя Пурсина"3. Несомненно, вопрос об этнической принадлежности этих военнопленных женщин заслуживает внимания, но и в этом отношении Женульяк не дал исчерпывающего ответа на те вопросы, которые ставит изданный им документ. Наряду с семитическими именами, здесь имеется ряд имен несомненно шумерийского происхождения, а также некоторое количество имен, которые прежде считались "митанийскими", а в настоящее время называются "хуррийскими". В число последних я включил бы, например, имя Баланиа (стб. VI, 3). Рассматриваемая таблица No 6039 собрания клинописных текстов Луврского музея датирована вторым месяцем (города Уммы)4 5-го года царя Пурсина, т. е. вторым месяцем 2062 г. до н. э. 5. Таблица была составлена писцом царского хозяйства города Уммы с той целью, чтобы установить количество зерна, которое требовалось для прокорма военнопленных женщин данного лагеря на третий месяц 5-го года царя Пурсина. Поэтому в конце второго месяца указанного года было установлено как количество умерших, так и количество еще живых рабынь, которые должны были быть учитываемы при исчислении зерна, выдаваемого из царского закрома в лагерь военнопленных для прокормления обитателей последнего. Конечно, в столь организованном хозяйстве, как большое и сложное царское и храмовое хозяйство III династии Ура6, такие подсчеты должны были производиться ежемесячно. В изучаемом документе писец должен был констатировать на основании имеющегося в его распоряжении материала, что в течение второго месяца 5-го года Пурсина из 185 военнопленных женщин и подростков успело умереть 57, т. е., как сказано выше, почти одна треть состава лагеря. Уже в 1924 г., в год опубликования статьи Женульяка, можно было проследить трагическую судьбу военнопленных этого лагеря еще и после второго месяца 5-го года Пурсина, поскольку в издании знаменитого русского ассириолога М. В. Никольского "Документы хозяйственной отчетности древней Халдеи" (ч. II, М., 1915)7 среди 357 опубликованных табличек из архива Уммы имеется табличка (No329 издания, ук. соч., стр. 83-84 и табл. 70), которая несомненно генетически связана с Луврской табличкой No 6039. В предисловии к своему труду М. В. Никольский отмечает, что документ No 329, содержащий реестр выдачи определенного пайка мукой и пивом 39 военнопленным женщинам и 10 подросткам, "особенно выдается по своему объему, по прекрасной сохранности и прекрасному письму, а также по самому содержанию" (ук. соч., стр. 14). М. В. Никольский не ошибся, дав столь высокую оценку изданному им документу. Последний имеет большое значение и сам по себе, но значимость его возрастает неизмеримо при сопоставлении с луврским документом No 6039. Воссоединение этих двух разрозненных документов становится возможным путем сопоставления имен, перечисленных в обеих таблицах. Из 39 имен взрослых военнопленных женщин, перечисляемых в первом документе, 30 упомянуты и во втором8 , а из 10 имен подростков первого текста - во втором названо 69. Отсюда можно сделать вывод, что оба документа отражают судьбы одной и той же группы военнопленных женщин. Этот вывод становится еще более бесспорным, если принять во внимание, что оба документа и в хронологическом отношении весьма близки друг другу. Действительно, таблица, изданная М. В. Никольским, датирована седьмым месяцем (города Уммы) 5-го года царя Пурсина (стб. IV, 7-8), т. е. лишь на пять месяцев позже, нежели таблица, изданная Женульяком. Сопоставление обоих документов поможет вскрыть те изменения в составе одного из позднешумерийских лагерей военнопленных женщин, которые имели место в течение четырех месяцев, т. е. от третьего до шестого месяца включительно 5-го года Пурсина. Поскольку в таблице издания М. В. Никольского указывался только наличный состав военнопленных женщин, а имена умерших рабынь не отмечались, то следует предположить, что данный документ был составлен в самом начале седьмого месяца 5-го года Пурсина10. Сопоставление обоих документов будет также способствовать уточнению положения военнопленных в рабовладельческом обществе Шумера времени III династии Ура. Ниже дается полный перевод обоих документов.
Таблица No 6039 Женульяка
(Столбец I) (1) 40 сила11 Туашубарби (2) умерла Хуруд (3) 40 сила Бираду (4) умерла Арбиал (5) 40 сила Зубаимша (6) умерла Илитумнауда, дочь ее (7) 40 сила Ешменидар (8) умерла Таббау (9) 40 сила Умма (10) умерла Ниранаме, дочь ее (11) умерла Кали (12) 15 сила мальчик Гукакаша (13) сын ее (14) 40 Шелулшебарби (15) умерла Аннитум, дочь ее (16) Родившие (17) 40 сила Анна (18) 40 сила Мама (19) 40 сила Гана (20) 40 сила Иллазу (21) 40 сила Шадэа (22) 40 сила Шашаруд (23) Не родившие (24) Итог: 12 рабынь (по) 40 сила (25) Итог: 1 мальчик 15 сила (26) Итог: [7] погибли12 (27) Ячмень их 1 гур 195 сила13 (28) Надзиратель Лугальэмахе14 (29) 40 сила Шебададу (30) умер мальчик Адда, сын ее (31) 40 сила Галлапеш (32) 40 сила Илиазу (33) умерла Аммани (35) [умерла]17 ...га, дочь ее
(Столбец II) (1) 40 сила Аннитум (2) 40 сила Ела... 18 (3) 40 сила Шибанамзи (4) 40 сила Ганана (5) 40 сила Пигиндаа (6) Родившие (7) 40 сила Ушилапири (8) 40 сила Абинза (9) 40 сила Шабинагу (10) Не родившие (11) Итог: 12 рабынь (по) 40 сила (12) Итог: [3] погибли19 (13) Ячмень их 1 гур 180 сила (14) Надзиратель Лубалшиг20 (15) 40 сила Дуггудар (16) умерла Мамаку (17) 40 сила Аштура (18) 40 сила Таббау (19) 40 сила Галаду (20) 40 сила Шингал (21) 40 сила Гананаа (22) умерла Зибмисар (23) 40 сила Гананим (24) 40 сила Зууба (25) Родившие (26) 40 сила Шаммад (27) 40 сила Билзу (28) 20 сила Шибуну (29) 40 сила Нубан (30) 40 сила Анна (31) Не родившие (32) Итог: 12 рабынь (по) 40 сила (33) Итог: 1 рабыня 20 сила (34) Итог: [2] погибли (35) Ячмень их 1 гур 200 сила21 (36) Надзиратель Шаразаме22 (37) 40 сила Хукуур (38) 40 сила Нубани
(Столбец III) (1) 40 сила Аштура (2) 20 сила Шагги, дочь ее (3) беременная, 40 сила Будулага (4) беременная, 40 сила Мамад (5) 40 сила Шеиралла (6) 40 сила Пуш23 (7) 40 сила Анна (8) 40 сила Гараби (9) 40 сила Анзуган (10) Родившие (11) 40 сила не родившая Лалла (12) Итог: И рабынь (по) 40 сила (13) Итог: 1 рабыня 20 сила (14) Ячмень их 1 гур 160 сила (15) Надзиратель Уршулпаэ24. (16) 40 сила Зибзазу (17) 40 сила Шидабару (18) 40 сила Галту (19) 40 сила Амма (20) 40 сила Ебаниа (21) 40 сила Шидабару вторая (22) 40 сила Галлапеш (23) 40 сила Шабададу (24) 40 сила Ахати (25) 40 сила Медауа (26) 40 сила Гаага (27) 40 сила Баба (28) Итог: 12 рабынь по 40 сила (29) Ячмень их 1 гур 180 сила (30) Надзиратель Аду25. (31) Старуха26 20 сила Гаага (32) старуха 20 сила Тутабшахи (33) 15 сила Ибурубари, дочь ее (34) беременная, 40 сила Лугинбиб (35) умерла Батидаега (36) 25 сила Хулур (37) ячменя 25 сила Шелуз
(Столбец IV) (1) 25 сила Ганана (2) 25 сила Ебина (3) 25 сила Шебина (4) беременная, 40 сила Илиазу (5) 20 сила Илкуру (6) 15 сила Ахуе (7) 40 сила Газилили (8) 10 сила Турнигиш, дочь ее (9) беременная, 40 сила Будула (10) беременная, 40 сила Иршуби (11) 40 сила Ардаинги (12) 40 сила Гузина (13) беременная, 40 сила Курнитум (14) 40 сила Уммиа (15) 25 сила Гананна (16) 25 сила Бузатум (17) 25 сила Ма-а-а (18) 25 сила Етуру (19) беременная, 40 сила Баба (20) 10 сила Убдаа (21) умерла Иана (22) умерла Гимнинурра (23) дочь Шабададу (24) 40 сила Ахати (25) беременная, 40 сила Анна (26) беременная, 40 сила Шакубали (27) беременная, 25 сила Таблуз (28) 25 сила Мамаа (29) умерла Шарадниму (30) 25 сила Нубануурни (31) умерла Шакинзу (32) умерла Ганана, дочь ее (33) 40 сила Гузина (34) умерла Анна, дочь ее (35) беременная, 40 сила Ганана (36) беременная, 25 сила Еагага, (37) дочь ее (38) умерла Шигидар (39) 25 сила Ганана (40) 40 сила Зубанаку (41) От Урмикисал27
(Столбец V) (1) 25 сила Бизирби (2) 25 сила Илииштар (3) 40 сила Шигуабир (4) 25 сила Зизигуддани (5) 40 сила Карни (6) беременная, 40 сила Аддуша (7) умерла Пурсинхегал, дочь Галлапеш (8) беременная, 40 сила Галлаби (9) 40 сила Шишухул (10) беременная, 40 сила Анние (11) умерла Антиа (12) 40 сила Адамена, дочь ее (13) беременная, 40 сила Абиба (14) умерла Бамушаг, дочь Аа, умершей (15) 40 сила Шигила (16) умерла Шилабуби (17) 40 сила Арбитум (18) умерла Хубул (19) умерла Зизубал (20) умерла Пурсинхегал, дочь Лалла (21) беременная, 25 сила Мена (22) умерла Шараду (23) умерла Шигудбалу (24) умерла Шинкиалуби (25) умерла Медауе (26) умерла Ану, дочь ее (27) 25 сила Нанна (28) умерла Анна (29) По приказу дворца пришедшие28 (30) умерла Ашдуша (31) беременная, 20 сила Агуа (32) умерла Убудани.
(Столбец VI) (1) беременная, 40 сила Турубиша (2) Для храма богини Нинурра30 (3) умерла Баланиа. (4) Для храма богини Гула. (5) Из посвящений Лудингирра (6) от Урнинту31 (7) 40 сила Шашидашниду (8) 40 сила Шарадниму от Лугалазида32 (9) 40 сила Гана от Башиг виночерпия33 (10) 40 сила Уми от Лугалэмахе, брата Аабба34 (11) 40 сила Туминаау от Лугалазаггани35 (12) 40 сила Урбабилуру36 (13) от Урсин рыбака37 (14) 40 сила Шеингила (15) от Урэе жреца38 (16) 25 сила Визир (17) от Лугина39 (18) 25 сила Гиза (19) от Алла, заведующего домом трав40 (20) 25 сила Буранкагал (21) от Лудингирра пивовара41 (22) 40 сила Сухтум (23) от Лугаликинни42 (24) беременная, 40 сила Галаби (25) от Урамма, сына Нади43 (26) Итог: 35 рабынь (по) 40 сила (27) Итог: 1 рабыня 30 сила (28) Итог: 22 рабыни (по) 25 сила (29) Итог: 2 подростка (по) 20 сила (30) Итог: 2 подростка (по) 15 сила (31) Итог: 2 подростка (по) 10 сила (32) Итог: 2 старухи-рабыни (по) 20 сила44
(Столбец VII) (1) Итог: [22] погибли45 (2) Ячмень их 7 гур 10 сила46 (3) Надзиратель Урнинту47 (4) умерла Шамзи (5) умерла Аа (6) умерла Унабкал (7) умерла Бириуе (8) умерла Ешмедар (9) умерла Шигуатаг (10) умерла Укуку (11) умерла Шакинзу (12) умерла ... 48дар (13) умерла Суги (14) взрослые работницы (15) умерла Атуе (16) умерла Гууу (17) умерла Белумиштар (18) умерла Будуазмалум (19) умерла Нилазу (20) умерла Шибанамзи (21) умерла Еладу (22) умерла Аммани (23) умерла Уммаки (24) умерла Мудаа (25) умерла Ланиша (26) умерла Мудаку (27) Подростки (по) 20 сила49 (28) В [сего 22 пог]ибли50
(Столбец VIII) (1) Итог: 94 рабыня (по) 40 сила (2) Итог: 1 рабыня 30 сила (3) Итог: 22 рабыни (по) 25 сила (4) Итог: 4 рабыни (по) 20 сила (5) Итог: 3 подростка (по) 15 сила (6) Итог: 2 подростка (по) 10 сила (7) Итог: 2 старухи-рабыни (по) 20 сила (8) пребывают в наличии (9) ячмень их 15 гур 25 сила (10) Зерновая выдача военнопленным51 (11) Месяц сиггишнишубгара52 (12) Год, когда верховный жрец великого святилища богини Инанны был назначен53
Таблица No 329 издания М. В. Никольского
(Столбец I) (1) 40 сила муки 20 сила пива Ганана (2) 40 сила муки 20 сила пива Курнитум (3) 40 сила муки 20 сила пива Нубан (4) 40 сила муки 20 сила пива Анна (5) 40 сила муки 20 сила пива Бизу (6) 40 сила муки 20 сила пива Шибанамзи (7) 40 сила муки 20 сила пива Илиазу (8) 40 сила муки 20 сила пива Аннитум (9) 40 сила муки 20 сила пива Умми (10) 40 сила муки 20 сила пива Гараду (11) 40 сила муки 20 сила пива Аммаа (12) 40 сила муки 20 сила пива Ганана вторая (13) 40 сила муки 20 сила пива Галлаби (14) 40 сила муки 20 сила пива Амма (15) 40 сила муки 20 сила пива Шагубанку (16) 40 сила муки 20 сила пива Гаглапеш (17) 40 сила муки 20 сила пива Гараду вторая (18) 40 сила муки 20 сила пива Шамад54 (19) 40 сила муки 20 сила пива Нубан55 вторая (20) 40 сила муки 20 сила пива Гизуда (21) 40 сила муки 20 сила пива Иллазу
(Столбец II) (1) 40 сила муки 20 сила пива Илиазу (2) 40 сила муки 20 сила пива Лугинбиб (3) 40 сила муки 20 сила пива Табшадуг (4) 40 сила муки 20 сила пива Хулуур (5) 40 сила муки 20 сила пива Неба (6) 40 сила муки 20 сила пива Таббау (7) 40 сила муки 20 сила пива Шабинагу56 (8) 40 сила муки 20 сила пива Ардаинги (9) 40 сила муки 20 сила пива Галту (10) 40 сила муки 20 сила пива Ашдура57 (11) 40 сила муки 20 сила пива Пуш (12) 40 сила муки 20 сила пива Ага (13) 40 сила муки 20 сила пива Шашаруд (14) 40 сила муки 20 сила пива Лалла (15) 40 сила муки 20 сила пива Анна вторая (16) 40 сила муки 20 сила пива Абаниа (17) 40 сила муки 20 сила пива Анни58 (18) 40 сила муки 20 сила пива Загнитум (19) Взрослые работницы (20) 20 сила муки 10 сила пива Анкури (21) 20 сила муки 10 сила пива Ебина
(Столбец III) (1) 20 сила муки 10 сила пива Иллиштар (2) 20 сила муки 10 сила пива Ганана (3) 20 сила муки 10 сила пива Баранкагал59 (4) 20 сила муки 10 сила пива Билсу (5) 20 сила муки 10 сила пива Илзима (6) 20 сила муки 10 сила пива мальчик Гукака60 (7) 20 сила муки 10 сила пива Ахуин (8) 20 сила муки 10 сила пива мальчик Ибурубари61
(Столбец IV) (1) Итог: 39 рабынь по 40 сила муки 20 сила пива (2) Итог: 8 девочек по 20 сила муки 10 сила пива (3) Итог: 2 мальчика по 20 сила муки 10 сила пива (4) Мука их 5 гур 260 сила62 (5) Пиво их 2 гур 280 сила63 (6) Пища рабынь военнопленных (7) Месяц минэш64 (8) Год, когда верховный жрец великого святилища богини Инанны был назначен65
Из 39 женщин с полным пайком, перечисленных в документе издания М. В. Никольского, 30 женщин перечислены, таким образом, и в документе собрания Лувра. Следует отметить, что из этих 30 женщин 21 поименована в первых трех столбцах Луврской таблицы, в которых перечисляются 59 женщин, входивших в состав пяти организованных отрядов, каждый из которых возглавлялся своим надзирателем66. Лишь 9 женщин из 30 поименованы во второй части таблицы издания Женульяка, которая была посвящена реестру военнопленных женщин, представленных в данный лагерь отчасти по приказу из дворца67, отчасти тринадцатью различными чиновниками68. Согласно свидетельству VII, 3 таблицы, все рабыни этой большой группы были подчинены надзирателю Урнинту. В некоторых случаях луврская таблица указывает те учреждения, которым первоначально были предоставлены эти военнопленные женщины. Это были храмы главнейших богов города Уммы - богов Шара, Нинурра, Гула (IV, 34; VI, 2, 4). Предоставленная храму богини Гула военнопленная женщина Баланиа, успевшая умереть во втором месяце 5-го года Пурсина, была посвящена храму некиим Лудингирра (VI, 3-5). Военнопленные посвящались храму царскими наместниками в городах, их энси69. О посвящении большого количества военнопленных женщин и подростков богу Шара сообщает интересный документ из собрания Иэльского университета, перевод которого дается ниже70.
(1) 113 рабынь взрослых (2) 31 девочка (3) 13 мальчиков (4) 15 девочек71 (5) Итог: 175 голов (6) Военнопленные, посвященные богу Шара (7) города Шарибхумма72. (8) Урнегун, энси города Уммы73 (9) Месяц шунумун (10) Год ..... 74.
Царь сам, конечно, также посвящал военнопленных в храмы, хотя среди изданного материала, вследствие случайности, свидетельства подобного рода не сохранилось75. Во всяком случае определенное количество военнопленных оставалось в распоряжении царского дворца, и поэтому исследуемый здесь лагерь военнопленных женщин получил некоторое количество их по "приказу из дворца" (V, 30). Военнопленные женщины, предоставленные лагерю из дворца и храмов или от каких-либо чиновников, могли быть через некоторое время взяты обратно теми учреждениями, собственностью которых они были. Поэтому есть некоторое основание предположить, что исчезновение имен этих военнопленных женщин и подростков из реестра таблицы No 329 издания М. В. Никольского могло быть обусловлено не их смертью, а тем обстоятельством, что они были возвращены на место своей постоянной работы. Другой вывод вытекает, как кажется, из того факта, что в документе, изданном М. В. Никольским, перечислены лишь 21 женщина из 59 основных работниц, поименованных в Луврском документе. В данном случае не будет, я полагаю, необоснованным тот потрясающий вывод, что не упомянутые в документе от седьмого месяца 38 из 59 основных работниц лагеря, перечисленных в документе, составленном в самом начале третьего месяца, успели умереть за истекшие четыре месяца. Такова была, очевидно, трагическая судьба основного ядра обитательниц лагеря военнопленных женщин города Уммы. Что же касается происшедших за четыре месяца перемен в положении 30 перечисленных и в таблице Лувра и в таблице русского собрания военнопленных женщин, то надлежит указать, что рабыня Хулур, получившая во втором месяце лишь 25 сила ячменя, стала в седьмом месяце получать полный рацион в 40 сила муки (Никольский, No 329, II, 4). Так же и мальчики Гукака и Ибурубари, получившие во втором месяце лишь 15 сила ячменя (Женульяк, I, 12 и III, 33), были снабжены в седьмом месяце 20 сила (муки Никольский, No 329, III, 6 и 8). С другой стороны, женщины Ебина, Илииштар, Ганана и Баранкагал, имевшие во втором месяце рацион в 25 сила ячменя76, стали получать в седьмом месяце лишь 20 сила муки77. Правда, они вместе с остальными представительницами той же группы снабжались еще 10 сила пива. В реестре таблицы No 329 издания М. В. Никольского имеются, наряду с 30 женщинами и 6 подростками, поименованными также и в Луврском документе, еще имена 9 взрослых женщин и 4 подростков, очевидно, заново включенных в лагерь военнопленных женщин города Уммы. Источник этого пополнения остается, к сожалению, неизвестным. Это пополнение могло произойти как в результате военного похода, так и за счет наличных контингентов военнопленных каких-нибудь храмов или учреждений царского хозяйства. Во всяком случае вновь включенные рабыни слились с оставшимися в живых обитательницами лагеря в единый рабочий отряд. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что в документе издания М. В. Никольского отмечались встречающиеся повторно имена78. В Луврском документе отмечается повторяющееся имя лишь в том случае, если повторение имеет место в одном и том же отряде рабынь (Женульяк, III, 21). Ужасающая смертность в лагере военнопленных женщин, продолжавшаяся, как я установил, в течение ряда месяцев, свидетельствует со всей определенностью о тех тяжелых условиях, в которых пребывали эти несчастные, вырванные войной из своей родной среды. О жестокости классового гнета в шумерийском обществе свидетельствует и тот факт, что одни и те же термины применяются шумерийскими писцами и по отношению к падежу скота и по отношению к смерти этих военнопленных рабынь79. Бесконечное презрение к рабу со стороны рабовладельческого класса в шумерийском обществе нашло свое яркое выражение и в том факте, что в древнюю эпоху шумерийский язык разделял мир явлений на два класса - класс лиц и класс вещей, а в последний включал, наряду со скотом, и рабов!80 Переходя к вопросу о происхождении военнопленных женщин, перечисленных в документах издания Женульяка и М. В. Никольского, следует допустить, что большая часть их представляла собой добычу, захваченную в результате похода царя Пурсина в одну из соседних областей. Названия годов правления царей III династии Ура являются основным источником для истории войн последних. Среди названий годов правления царя Пурсина до его 5-го года, т. е. до года составления изученных нами документов, название второго года его царствования свидетельствует о его походе на страну Урбилум: "Год, когда царь Пурсин разрушил Урбилум81". Названную область следует, вероятно, локализовать в гористой стране к северо-востоку от города Ашшура82. Среди населения этой территории могли быть и семитические и хуррийские племена. Некоторые женщины с шумерийскими именами83 попали в число военнопленных, быть может, в результате какого-то восстания в одном из городов южного Междуречья84. После удачного похода царь распределял военнопленных между крупными городами своей страны. Среди них город Умма играл выдающуюся роль. Наместник города Уммы Урнегун, занимавший эту должность начиная с 43-го года царя Шульги до 7-го года его преемника Пурсина85, получил даже столь большое количество военнопленных, что он мог посвятить богу Шара, как мы выше видели, 175 женщин и подростков. Военнопленные мужчины использовались преимущественно на строительных работах86. Военнопленные женщины реже привлекались к строительным работам87. Надо полагать, что женщины использовались, кроме земледельческих работ88, и в качестве ткачих, и при приготовлении муки, пива и т.п. Документ No 329 издания М. В. Никольского близок по своему оформлению таблицам, посвященным выдаче довольствия работникам большого учреждения, занятого мукомольным делом, в городке Сагдана, недалеко от города Лагаша89. Я полагаю, что женщины изучаемого нами лагеря были действительно привлечены к мукомольной работе90 и к пивоварению. За то, что эти женщины были привлечены к указанным работам, говорит то обстоятельство, что они, согласно документу No 329 издания М. В. Никольского, получали свой "корм" в седьмой месяц, в месяц составления таблицы, мукой и пивом, а не простым ячменем, который обычно выдавался рабам91. Военнопленные же женщины получили, очевидно, свое довольствие мукой и пивом из того запаса, который они сами своим трудом заготовили. Следует признать, что довольствие, которое сдавалось военнопленным женщинам, было сравнительно не таким уж маленьким, ибо оно равнялось половине килограмма зерна, а в некоторых месяцах муки и дополнительно еще пива, в день. Правда, многие из женщин имели детей, которых они должны были кормить своим пайком. По крайней мере в луврской таблице No 6039, как показано выше, перечислялись раздельно женщины родившие и женщины еще не родившие92. Кроме того при оценке размера довольствия военнопленных женщин следует учесть еще и те злоупотребления, которые могли иметь место в различных звеньях сложного аппарата, связанного с кормлением военнопленных93. Из документов царского хозяйства III династии Ура известно о наличии "поля военнопленных", урожаем которого, очевидно, обеспечивался их прокорм94. Злоупотребления вряд ли могли быть парализованы включением в аппарат особых контролеров, так называемых анше, которые должны были также следить и за выдачей продовольствия военнопленным. Об этом свидетельствует одна из таблиц берлинских музеев, датированная тем же 5-ым годом царя Пурсина95, к которому восходят и луврская таблица No 6039 и таблица No 329 издания М. В. Никольского. Берлинский документ отмечает четыре месячных выдачи военнопленным.
(1) 7 гур муки ячменной (2) (на) барже узкой (3) Месяц муруб96 (4) 4 гур 90 сила муки ячменной (5) Месяц ри97 (6) 4 гур 266 1/3 сила муки ячменной (7) Месяц шунумун98 (8) 4 гур 260 сила муки ячменной (9) Месяц минэш99 (10) 2 гур 250 сила муки ячменной (11) Месяц эитуааш100 (12) Контролер Лудумуда101 (13) 3 гур 130 сила муки ячменной (14) Месяц эитуааш102 (15) Контролер Урнинту (16) Корм военнопленных (17) Год, когда верховный жрец великого святилища был назначен103.
Поскольку четыре выдачи муки, перечисленные в берлинской таблице, сильно отличаются друг от друга своими размерами, то следует предположить, что они были предназначены не одному, а четырем различным отряам военнопленных. За это предположение говорит и то, что первая выдача была отправлена к месту назначения на барже, по отношению же к другим выдачам подобное указание отсутствует. Кроме того, трудно допустить, чтобы одному и тому же отряду военнопленных выдавался в течение четырех месяцев в качестве довольствия столь ценный продукт, как мука. Только что переведенный документ представляет интерес еще и тем, что выявляет возможность злоупотреблений со стороны чиновничьего аппарата царского хозяйства. Второй из контролеров, упомянутых в таблице, носит имя Урнинту, которое не слишком часто встречается в документах архива Уммы104. Поэтому можно с большой вероятностью отождествить контролера берлинской таблицы Урнинту с надзирателем Урнинту, стоявшим во главе большого сборного отряда военнопленных женщин, заключенного в состав лагеря военнопленных женщин, реестр которых хранился в луврском документе No 6039 (VII, 3). Если действительно должность надзирателя и должность контролера в царском хозяйстве не были четко отделены друг от друга, то в таком случае создавались весьма благоприятные условия для расхищения продовольствия, предназначенного для военнопленных. Некоторая часть последних могла стать жертвой голода. В особенности катастрофически могло уменьшаться довольствие тех военнопленных, которые пребывали в "днях отрыва" от своих отрядов105. Специальные рабыни готовили "корм военнопленных отрыва"106. Конечно, наряду с недоеданием, и заразные болезни являлись одной из причин той ужасной смертности, которую пришлось установить в изучаемом лагере военнопленных женщин, наиболее древнем из засвидетельствованных в мировой истории107. Говоря словами Энгельса, "...человек, бывший вначале зверем, нуждался для своего развития в варварских, почти зверских средствах, чтобы вырваться из варварского состояния"108; жесточайшие формы эксплуатации человека человеком - характернейшая черта рабовладельческого общества.
Примечания:
1. H. Genouillac, Les textes économiques d'Oumma (Musée du Louvre. Département des Antiquités Orientales, Textes Cunéiformes, т. V), P., 1922. 2. См. В.В.Струве, Общественный строй южного Междуречья в эпоху III династии Ура, "АН СССР. Юбилейный сборник, посвященный тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции", М.-Л., 1947, т. II, стр. 720 сл. Здесь в прим. 22 перечислены исследования В. В. Струве, посвященные этой проблеме. 3. H. Genouillac, Les textes économiques d'Oumma, "Babyloniaca", т. VIII (1924), стр. 41 и 47. 4. В период III династии Ура еще каждый большой город южного Междуречья имел свой календарь. Лишь после победы Вавилона календарь этого города стал общим для всего южного Междуречья. 5. Датировка III династии Ура легко устанавливается на основании дошедших до нас царских списков и определенной сравнительно недавно точной датировки первой вавилонской династии; см. В. В. Струве, Датировка первой вавилонской династии, ВДИ, 1947, No 1, стр. 9 сл. 6. См. В. В. Струве, Общественный строй южного Междуречья..., стр. 723 сл. 7. Женульяк, несомненно, имел возможность использовать это издание, так как оно включено в библиографический справочник, составленный Э. Ф. Вейднером ("Die Assyriologie 1914-1922", Lpz., 1922), где на стр. 129 дается полное название труда М. В. Никольского во французском переводе, а в аннотации указывается, что в труде изданы 530 документов хозяйственной отчетности времени династии Аккада и III династии Ура. 8. Имена, перечисленные в таблице No 329 издания М. В. Никольского, стб. I, 1-9, 11-14, 16, 18-19, 21; стб. II, 1-2, 4, 6, 7-11, 13-15 и 17. 9. Имена, перечисленные в таблице No 329 издания М. В. Никольского, стб. II, 21; стб. III, 1-3, 6 н 8. 10. Документ был, очевидно, послан в царский закром в самом начале седьмого месяца для получения того количества продовольствия, которое было необходимо для лагеря. 11. Сила - мера зерна примерно в 4/5 литра. Зерно, которое выдавалось рабам,- это ячмень. 1 сила ячменя равна приблизительно 560 граммам ячменя. 40 сила соответствует месячной норме, которую получала рабыня; следовательно, ей выдавалось на 30 дней около 22 килограммов ячменя. 12. Текст строки полустерт. 13. 1 гур равнялся 300 сила. Исчисление количества ячменя, полученного 12 рабынями 1 мальчиком за месяц, вполне правильно. 14. Чиновник царского хозяйства города Уммы Лугальэмахе часто упоминается в документах хозяйственной отчетности города Уммы этого времени. Встречается его имя и в таблицах, изданных М. В. Никольским, Документы хозяйственной отчетности древней Халдеи, ч. II. 15. Восстанавливаю на основании итога в стб. II, 11. 16. Восстанавливаю начало имени по тексту Никольского, No 329, стб. I, 11. 17. В итоге (стб. II, 11-13) отсутствует указание на наличие в данной группе девочки, получающей довольствие. 18. Строка полуразрушена. 19. Строка сильно разрушена. 20. Надзиратель Лубалшиг встречается и в других документах Уммы. 21. Правильное исчисление. 22. Надзиратель Шаразаме встречается и в других документах Уммы. 23. Пуш - название одного из городов, перечисленных в списке таблицы No 6041 указанного издания Женульяка. Поименованные здесь города локализуются, поскольку они нам известны, в южном Междуречье. В документе определяется для каждого из перечисленных городов то количество жнецов, которое требовалось для его хозяйства во время жатвы. Военнопленная женщина Пуш носила имя своего родного города. 24. Чиновник Уршулпаэ часто упоминается в документах города Уммы. 25. Чиновник Аду редко упоминается в таблицах архива Уммы. Между прочих, в таблице No 383 издания М. В. Никольского засвидетельствована его печать. 26. Я полагаю, что знак шу является здесь сокращением слова шуги "старый". 27. Рабыня Зубанаку была получена от некого Урмикисал. Лицо с подобным именем упоминается среди чиновников царского хозяйства Уммы. В таблице No 146 издания М. В. Никольского, датированной 3-м годом преемника Пурсина Гимильсина, засвидетельствована печать писца Урмикисал. 28. Все рабыни, перечисленные начиная со стб. III, 30, были присланы в этот лагерь для военнопленных женщин по приказу из царского дворца. 29. Очевидно, рабыни Ашдуша, Агуа и Убудани были предназначены для храма бога Шара, но пока работали в данном лагере. Здесь две из них Ашдуша и Убудани успели умереть. 30. Одна из богинь пантеона города Уммы. 31. Рабыня Баланиа была посвящена некиим Лудингирра храму богини Гулы. Там она попала под надзор чиновника Урнинту, который упоминается в документах архива города Уммы. От него она попала в лагерь, в партию, находившуюся под его же надзором (см. стб. VII, 3), и здесь умерла. 32. Чиновник Лугалазида засвидетельствован и в таблицах NoNo 160 и 194 издания М. В. Никольского. 33. Виночерпий Башиг встречается еще в таблице, лет на 12 более поздней (9 год Гимильсина), изданной T. Fish, Catalogue of Sumerian Tablets in the John Rylands Library, Manchester, 1932, стр. 111, No 50. 34. Чиновник Лугалэмахе, брат Аабба, упоминается еще в нескольких документах архива Уммы. 35. Чиновник Лугалазаггани упоминается и в других текстах хозяйства Уммы. 36. Может быть, следует осмыслить имя как "почитательница Вавилона-города". 37. Урсин-рыбак, упоминается в ряде текстов царского хозяйства Уммы. 38. Жрец (уш-ку) Урэе засвидетельствован, насколько известно автору, пока лишь здесь. 39. Чиновник Лугина часто упоминается в документах царского хозяйства Уммы. 40. Заведующий домом трав (агриг) Алла известен мне пока лишь по данному упоминанию. 41. К значению профессионального термина луникас как пивовар см. Сonteau, JA, XI ser., т. III (1914), стр. 620. "Лудингирра пивовар" известен автору только по этому тексту. 42. Надзиратель Лугаликинни засвидетельствован С. С. Hасkman, Temple Documents of the Third Dynasty of Ur from Umma (Babyl. Inscriptions in the collection of J. B. Nies, Yale University, т. V), 1937, NoNo 235, 13, 245, 6 и 266, 1. 43. В это время в документах хозяйства царя в Умме встречается имя писца Урамка, сына Нади. 44. Подсчеты правильные. 45. Строка сильно разрушена. 46. Исчисление правильное. 47. Вероятно, надзиратель Урнинту тождествен с чиновником Уриниту, упомянутым выше, стб. VI, 6; см. соответствующее примечание. 48. Неизвестный мне знак. 49. Затем следует пустое пространство, в котором налево внизу были беспорядочно вписаны несколько знаков чисел, ныне полустертых. 50. Текст почти уничтожен. 51. Большое пустое пространство. В середине его вписаны два знака, которые можно истолковать, как "обращено внутрь". Может быть, данное замечание следует понять в том смысле, что содержавшиеся в лагере военнопленные работали в самом лагере, а не вне него. 52. Второй месяц города Уммы. 53. 5-ый год царя Пурсина. 54. Надо думать, что это имя Шамад, написанное слогами Ша-ма-ад, тождественно имени Шаммад таблицы No 6039, II, 26 Лувра, написанному слогами Ша-ам-ма-ад. 55. Я допускаю возможность тождества имени Нубан, написанного слогами Ну-ба-ан имени Нуубани таблицы No 6039, II, 38 Лувра, написанному слогами Ну-у-ба-ни. 56. М. В. Никольский читает имя не Шабинагу, а Габинагу, но я полагаю, что это имя таблицы русского собрания тождественно имени Шабинагу таблицы No 6039, II, 9, издания Женульяка. Вполне возможно, что в труде последнего допущена описка, и тогда следовало бы читать это имя не Шабинагу, а Габинагу. Конечно, для решения той задачи, которую ставит мое настоящее исследование, указанное разночтение не имеет никакого значения. 57. Можно думать, что это имя Ашдура тождественно имени Аштура таблицы No 6039, II, 17, собрания Лувра. 58. Вероятно, имя Анни тождественно имени Анние таблицы 6039, V, II, собрания Лувра. 59. Я без колебания отождествляю это имя Баранкагал с именем Буранкагал таблицы No 6039, VI, 20, Лувра. Согласно свидетельству последней, рабыня Буранкагал, или Баранкагал, получала 25 сила ячменя в месяц. 60. Мальчик Гукака, несомненно, тождествен мальчику Гукакаша таблицы No 6039, I, 12, Лувра, матерью которого была рабыня Кали. Подобные сокращения имен шумерийскими писцами засвидетельствованы в текстах, как например: Пуш (или Буш) и его вариант Пушушу (или Бушушу), см. N. Schneider, Das Drehemu. Djohaarchiv, вып. 4, ч. 2, Rom, 1927, стр. 76 и 95. Имена и матери и сына -шумерийские. 61. Согласно таблице No 6039, III, 32-33, матерью мальчика Ибурубари была старуха - рабыня Тутубшахи. 62. Расчет правильный. 63. Расчет правильный. 64. Седьмой месяц Уммы. 65. 5-ый год царя Пурсина. 66. Стб. I, 28; II, 14, 36; III, 15 и III, 30. 67. Стб. V, 30. 68. Стб. IV, 30; VI, 6, 8-11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 и 25. 69. Раньше этот титул читался патеси. Некоторые исследователи и теперь продолжают придерживаться этого чтения. 70. С. Е. Кеiser, Selected Temple Documents of the Ur Dynasty (Yale Oriental Series. Babylonian Text, т. IV), 1919, No 67 (табл. 67). Здесь дана хорошая клинописная автография таблицы, но без транскрипции и перевода, если не считать кратчайшего резюме содержания текста на стр. 47: "документ о рабах, посвященных божеству". 71. Девочки еще меньшего возраста, нежели 31 девочка строки второй. 72. Надо полагать, что это название одного из городов, где почитался Шара. К форме названия этого города ср. название города Шаридхум, засвидетельствованное в издании Н. Genouillac, Tablettes de Dréhem, P., 1911, No 5500, II, 3. 73. Об энси, т. е. наместнике Уммы, см. ниже. 74. Строка разрушена. 75. Известно пока о посвящении (аруа) царем богам лишь скота и металлических предметов, см. N.Schneider, Das Drehem- u. Djohaarchiv, вып. 5, Rom, 1930, 41. По существу Урнегун, патеси Уммы, посвятил указанное большое количество военнопленных женщин богу Шара, конечно, лишь в качестве наместника царя. 76. Женульяк, IV, 2; V, 2; IV, 1 и VI, 20. 77. Никольский, II, 21; III, 1-3. 78. Никольский, II, 12, 17, 19; III, 15. 79. Ср. термин ририга "погибать" в документе Женульяк, No 6039, и документе No 49 собрания Венглер (Deimel, Orientalia, No 2, 1920, стр. 60-61). 80. См В. В. Струве, ИАН ООН, 1934, стр. 800 сл. 81. "Reallexikon der Assyriologie", т. II, стр. 143. 82. Ed. Мeyer, Geschiehte des Altertums I3, 1913, SS 464 А. 83. Например, Женульяк, I, 18; III, 6; VI, 12. 84. Возможно, что женщина по имени Пуш (Женульяк, III, 6) была взята в плен при подавлении восстания в городе Пуш, см. выше прим. 12 к стр. 15. 85. В. В. Струве, К истории патесиата Гишху (Умма), ИГАИМК, II (1922), стр. 63. 86. Акад. H. М. Никольский, Рабство в древнем Двуречье, ВДИ, 1941, No 1, стр. 54-55. Вряд ли только можно сделать какой-либо далеко идущий вывод из того случайного факта, что от царя Шульги дошло 14 строительных надписей, а от Пурсина только 6. Следует учесть то обстоятельство, что царь Шульги правил 46 лет, а царь Пурсин - лишь 9 лет. Царь Пурсин продолжал вести войны, по крайней мере три из восьми названий годов его правления увековечивают одержанные им победы. Поэтому нельзя согласиться с акад. Никольским, что уже при Пурсине "по мере сокращения притока рабов из военнопленных и покоренных свертывалось и царское строительство". 87. В одной из своих надписей Гудеа, бывший правителем Лагаша, в конце эпохи владычества гутеев (См. В. К. Шилейко, Вотивные надписи шумерийских правителей, П., 1915, стр. XXXIII) подчеркивает,что при построении храма для бога Нингирсу не были привлечены рабыни, а трудились лишь мужчины-рабы. Ср. В. В. Струве, ИАН ООН, 1934, стр. 801. 88. К земледельческим работам привлекались рабыни, не названные "военнопленными", например, в большой сводке надзирателя отдряда рабынь, изданной Е. Сhiеra, Selected Temple Accounts from Telloh, Jokha a. Drehem, Philad., 1921, No 2, стб. IV, 6 сл. 89. В. В. Струве, Общественный строй Южного Междуречья..., стр. 729 и прим. 34. 90. Мукомольная работа была вообще в эпоху древности специфическим трудом рабынь, и недаром в известном древнеегипетском поучении мудреца Птахотепа говорится о хороших словах, которые можно найти даже у рабынь, трудящихся над растиранием зерна. 91. Ячмень был в эллинистическом Египте пищей рабов и вообще всех лиц приниженного социального положения; см. сборник "Из истории материального производства античного мира", ИГАИМК, вып. 108 (1935), стр. 63. 92. Стб. I, 16, 23; II, 6, 10, 25, 31; III, 10, 11. Слово тахху, которое я интерпретировал как "не родившая", остается без перевода в большом словаре шумерийского языка А. Даймеля (т. II, стр. 397, No 14). Тем не менее примеры, приведенные автором, подтверждают мое толкование слова тахху, полученное на основании контекста луврской таблицы No 6039. 93. О злоупотреблениях чиновников в царском хозяйстве III династии Ура см. В. В. Струве, Общественный строй Южного Междуречья..., стр. 739 и прим. 39. 94. Т. Fish, Catalogue of Sumerian Tablets in John Rylands Library, 1932, No 881, стб. XI (стр. 102). К сожалению, эта большая таблица, которая, несомненно, содержала весьма много ценных данных для наших знаний о царском хозяйстве III династии Ура, чрезвычайно фрагментирована. Кроме того, автор издал сохранившиеся остатки, к сожалению, лишь в одной транскрипции без клинописной автографии. Следует также указать, что эта таблица, хотя она и включена автором в число таблиц из архива Уммы, в действительности происходит из Лагаша. Названные здесь в стб. IX месяцы мушул и амарааси являются месяцами календаря Лагаша, а не календаря Уммы. 95. N. Schneider, Geschäftsurkunde aus Drehem u. Djoha in den Staatlichen Museen zu Berlin, Rom, 1930, No 342. 96. Четвертый месяц Уммы. 97. Пятый месяц Уммы. 98. Шестой месяц Уммы. 99. Седьмой месяц Уммы. 100. Восьмой месяц Уммы. В тексте название написано не совсем правильно. 101. Повидимому, контролеру Лудумуда были подведомственны все перечисленные выше четыре выдачи корма военнопленным. 102. Восьмой месяц Уммы. Здесь название месяца написано правильно. 103. 5-ый год Пурсина. 104. См. N. Sсhneider, Das Drehem- u. Djohaarchiv, вып. 4, ч. 1, стр. 90. 105. О "днях отрыва" см. В. В.Струве, ПИДО, 1934, No 7-8, стр. 217, прим. 2. 106. Согласно годовой сводке Лудингирра, надзирателя отряда рабынь (не военнопленных) от 4-го года царя Пурсина 120 человеко-дней были отданы на работу по приготовлению пищи "военнопленным отрыва", см. Е. Сhiеra, Selected Temple Accounts from Telloh, Jokha a. Drehem, No 2, стб. III, 17-18. 107. По мнению знаменитого чехословацкого ученого, основоположника хеттологии, Б. Грозного, в одном из изданных им богазкеойских документов сохранился указ Хаттушиля III о создании и правилах лагеря военнопленных ("Keilschrifttexte aus Boghazköi", вып. VI, Lpz., 1921, табл. 64-67). Правда, подобную интерпретацию текста Б. Грозный снабжает вопросительным знаком. Надо вообще сказать, что и этот текст, да и другие многочисленные тексты из богазкеойского архива, трактующие военнопленных, заслуживают специального исследования. 108. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиздат 1950, стр. 170. |
||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |