Главная

 

О нас

 

Хронология
География
Библиографии
Переводы
Памятники искусства
Пантеон
Форум
Ссылки

 

 

Блог Виталия Бартоша

 

Наши проекты:

Древнее царство Урарту

Хетты

Реклама:



Яндекс цитирования







Библиографии

 

М.Л.

G. Buccellati, The Amorites of the Ur III Period
(Istituto Orientale di Napoli, Publicazioni del Seminario di Semitistica a cura di Giovanni Garbini, Ricerche I), Naples, 1966, XVII + 379 стр. и XIV таблиц.

"Вестник древней истории". № 3. 1969. С. 183-184

 

Настоящий тому посвященный аморреям в период III династии Ура (XXII - XXI вв. до н.э.), является первым в новой научной серии, которая стала выходить в Семитологическом семинаре Восточного института при Неаполитанском университете благодаря неутомимой научно-организаторской энергии проф. Джованни Гарбини.

Появление исследования проф. Дж. Буччеллати следует всячески приветствовать, так как последний обобщающий труд по этому вопросу уже устарел1. В то же время примечательно, что автор, учитывая необъятность материала об аморреях, останавливается лишь на наиболее раннем периоде их истории2.

После краткого введения, Дж. Буччеллати переходит непосредственно к своему исследованию. Глава I (стр. 3- 2) посвящена историографии вопроса, причем автор отмечает, что исследования об аморреях в период III династии Ура отсутствуют. Автор использовал 351 текст времени III династии Ура и ранней династии Исина, из них 229 стали известны после 1926 г., т. е. позже времени появления названного труда Тео Бауэра. Все эти тексты упоминают аморреев (шумерское M.A.R.TU).

В главе II (стр. 13-95) приведены в транскрипции и переводе все шумерские тексты, относящиеся к данному вопросу. При этом на табл. I - XIV даются прориси 24 ранее не опубликованных и 4 заново сверенных текстов. Основываясь на всех (351) текстах, в главе III (стр. 99-124) Дж. Буччеллати приводит списки всех имен собственных, относительно которых отмечено, что их носителями являются аморреи (MAR.TU). При этом он разделяет имена собственные на шумерские, аккадские, аморрейские и неизвестного происхождения. Далее в главе IV (стр. 125-185) автор дает в алфавитном порядке все аморрейские имена собственные, этимологизируя на основе известных западносемитских языков и данных семитских языков вообще. Как известно, аморрейские имена собственные, если они не ипокористиконы, содержат в себе целое простое предложение. Полторы сотни проанализированных таким образом слов дают, по мнению автора, возможность перейти в следующей главе (V, стр.187-212) к установлению грамматических (фонетических, морфологических, синтактических) и лексических особенностей языка аморреев. Автор выявляет даже 110 корней слов, ближе всего совпадающих с северо-западносемитскими. Проделанная работа позволяет выявить соотношение староаморрейского диалекта со среднеаморрейским, т. е. диалектом времени начала II тыс. до н.э. (гл. VI, стр. 213-231).

Эта часть исследования станет несомненно настольной книгой для всех исследователей северосемитских языков. Фактически мы имеем здесь сводку всех известных данных о древнейшей стадии развития аморрейского диалекта.

Вторая часть исследования посвящена историческим выводам, причем, на наш взгляд, Дж. Буччеллати удалось глубоко проникнуть в смысл документов, выявив аспекты как культурной, так и социально-политической истории ранне-аморрейских племен.

Глава VII (стр. 235-252) касается родины аморреев. Убедителен вывод (со ссылками на соответствующие тексты), что KUR.MAR.TU "Гора аморреев"- это современное плоскогорье Джебель Бишри в Сирии к юго-западу от излучины Евфрата3.

"Географическое распределение (аморреев) в шумерских городах" (гл. VIII, стр. 253-321) является предметом рассмотрения в следующей главе. В ней автор подробно анализирует данные об аморреях из Дрехема, Исина, Лагаша, Эшнунны, Ниппура, Уммы, Ларсы и Ура, из которых первые три занимают ведущее по количеству данных место. Из документов явствует, что в Дрехеме и Исине аморреи в основном были пришельцами, доставлявшими скот, но иногда и получателями скота и продуктов. В то же время в Лагаше аморреи фигурируют чаще в качестве постоянного оседлого населения. Многие из них носят шумерские имена.

IX глава (стр. 323-353) называется "Социальная стратификация аморреев". Основным признаком, по которому можно отличить аморреев, это их обозначение в качестве MAR.TU, т. е. некоренных жителей Шумера. Шумеры имели также особых переводчиков для общения с аморреями. Шумерские тексты дают также сведения об обычаях и образе жизни MAR.TU, которые тщательно собраны автором. Они показывают, что аморреи - жители гор и степей - не строили домов, не сеяли злаков и т. д. Как имена собственные, так и отдельные тексты сохранили указания на племенную структуру аморреев (упоминание термина abum "старейшина", "шейх" племени). Наряду с данными о том, что аморреи чаще всего рассматривались как иноземцы, имеются сведения, что они иногда занимали должность или исполняли роль рабианум'а (сельский староста), телохранителя, жреца, пивовара, ткача, пахаря, воина, плакальщика. Это показывает, что немалая часть аморреев в то время уже осела в Двуречье.

В заключительной главе (X, стр. 355-362) показано, что процесс оседания аморреев на землю был постепенным, и, таким образом, когда они в начале II тыс. до н. э. вторглись в страну, она была им отчасти знакома.

Таким образом, и историческая часть исследования Дж. Буччеллати надолго останется нашим основным сводом по истории аморреев раннего периода.

 

Примечания:

 

1. Th. Bauer, Die Ostkanaanäer, Lpz, 1926.

2. Об аморреях старовавилонского периода в Мари см. H.В.Нuffmon, Amorite Personal Names in the Mari Texts, Baltimore, 1965.

3. См. такую же локализацию в работе: Н. Klengel, Sesshafte und Nomaden in der alten Geschichte Mesopotamiens, "Saeculum", XVII,1966, 3/4, стр. 209.